Заранее извиняюсь за грамматику и орфографию, это действительно поток мыслей)
Основными субъектами, конструирующими понятие инновация в научной сфере являются, государство, бизнес и научная теория. Очевидно, что позиции данных сторон выделяются условно и в реальности сильно перемешаны, так, что разделить и обозначить их представляется довольно сложной задачей. Государственные законодательные органы при проектировке Ф.З. опирались на определенное представление об инновации в научной теории, а не только на свои интересы. Ученые, а тем более бизнес-сообщество, вынуждены оглядываться на государство, давая свое определение инновации. Тем не менее, для проведения исследования мы должны достаточно четко разделить позиции указанных субъектов.
Мы уже описали, в каком виде понятие инновация предстает в научной теории. Ключевым аспектом здесь является не представления об инновации в различных научных дисциплинах, которые могут быть чрезвычайно различны. В данном случае наиболее значима сущность самого понятия, а именно понимание инновации как процесса, результата или объединения этих позиций. В широком смысле научная теория, объединяющая в себе гуманитарные и технические дисциплины дала право на существование инновации «как приращения знания, с его последующей реализацией, реальному прорыв в образе мышления, приводящему к серьезным изменениям в общественном устройстве»
Позиция государства однозначно выражена в Федеральном законе об инновационной деятельности, где сказано, что инновация это «конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте». Сразу можно отметить, что в сущностном плане инновация здесь понимается как результат. Общая фраза о «приращении знания, с его последующей реализацией» конкретизируется до применения продукции (появляется рыночная терминология) или технологии в экономическом обороте. Т.е., если сформулировать суждение «от противного» изобретение не является инновацией, если оно не применено в экономическом обороте, не продается и т.д. Из определения исключается аспект прорыва.
Теперь обратимся к определению инновации в бизнесе. Как уже говорилось ранее здесь очевидно явное влияние государственной позиции. Вот, например, определение инновации, которое дается в глоссарии Южно-Уральского Венчурного Инновационного Фонда «Инновации. Технологии. Развитие»: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» http://suvif.org.ru/glossary/.
Менее «законное» определение выглядит следующим образом: инновации – это процесс преобразования знаний и идей в товары или услуги, имеющие потребительскую ценность.
В этих определениях ярко прослеживается идея изменения, сокращения дистанции между изобретением и его применением, практическим использованием. Видна также экономическая составляющая, что мало чем отличается от позиции государства.
Новой категорией является потребительская ценность. Здесь виден тонкий момент различия государственной позиции и мнения бизнес-сообщества – первому необходимо стимулировать инновационную активность, важен сам факт участия в экономическом обороте, для чего государствово и оказывает поддержку венчурного инвестирования и т.п. Второму важна рентабельность, окупаемость, вкладывать деньги в инновации опасно, но в то же время это может дать колоссальные прибыли. Отсюда и появляется важность «потребительской заинтересованности», экономической эффективности проекта, что может иметь для государства второстепенное значение
Комментариев нет:
Отправить комментарий