среда, 31 марта 2010 г.

Программа + инструмент, Машино тоже)

Проблемная ситуация:
Современное образование включает в себя множество стейкхолдеров (субъектов, заинтересованных в качестве образования), как стейкхолдеров-потребителей, так и стейкхолдеров-реализаторов [2]. Каждые из них имеют собственные представления о том, какими свойствами и характеристиками должно обладать  образование, чтобы быть качественным. Они рассматривают качество образования через призму собственных критериев. Например, для Министерства образования РФ «качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту», а для работодателя – соответствием качеств молодого специалиста требованиям, которые предъявляет к нему данный работодатель [3]. Но для создания формирующейся сегодня модели оценки качества образования, необходимо взаимодействие представлений стейкхолдеров образования, не обособленность интересов, а их договоренность. Однако, при существовании множества стейкхолдеров высшего образования, следует отметить, что сегодня доминирующим и определяющим дальнейшую образовательную политику является государственный интерес. Государство, обладая реальной властью, продвигает свой интерес, опираясь на международные образовательные стандарты.
Выделим несколько групп стейкхолдеров, так или иначе заинтересованных в качестве современного высшего образования. Это родители и их учащихся дети, которые являются главными участниками образовательного процесса и реальными носителями целей и ценностей образования; это работники системы образования (учителя, методисты, управленческий персонал), берущие на себя профессиональную и гражданскую ответственность за уровень и качество российского образования. Это представители бизнеса и финансовых кругов, готовые осуществлять прямые инвестиции в образование, строить на его основе долгосрочную финансовую политику. Это ученые, стремящиеся вложить свой интеллект и талант в развитие образования. Это политики, интегрирующие образование в другие сферы общественной жизни, представители региональной власти и общественности, заинтересованные в возрождении России через образование. Также это представители других сфер общественной практики, заинтересованные в превращении образования в средство развития этих практик. Пока мы остановимся на трех группах стейкхолдеров.
Проблема: Каковы представления и основания формирования представлений у преподавателей, студентов и политиков о качестве образования?
В этом году я решила сосредоточиться на всем многообразии преподавателей, структурировать их по статусу, возрасту, опыту преподавания и т.п.
Объект:  преподаватели вузов.
Предмет: Представления преподавателей вузов и основания этих представлений о качестве современного высшего образования.
Цель: Выявить представления преподавателей вузов о качестве образования, а также изучить основания формирования этих представлений.
Задачи:
1) Выяснить, как понимается качество образования преподавателями;
2) Определить, что лежит в основе формирования представлений о качестве образования;
3) Выявить, что думают преподаватели о взаимодействии представлений различных субъектов высшего образования.

























Бланк интервью для преподавателей
Блок 1. Биографический контекст.
Как давно вы работаете преподавателем?
С какими проблемами вы сталкиваетесь в ходе вашей работы? С чем связаны эти проблемы?
Есть ли у вас принципы преподавания, которых вы придерживаетесь? Какие это принципы?
Чему вы стараетесь научить своих студентов?
Нравится ли вам устройство современного образовательного процесса? Почему?
Блок 2. Понимание качества высшего образования
Как вы считаете, современные вузы дают качественное образование? Почему вы так думаете?
Что такое, по вашему мнению, качество образования?
Какими характеристиками должно обладать качественное образование? Почему?
Вы всегда так считали или ваша точка зрения менялась? Почему вы поменяли свою точку зрения? С чем это связано?
Блок 3. Взаимодействие представлений 
Как вы думаете, кто должен «заказывать» качество образования?
Каким образом это должно происходить?
Как вы думаете, нужно ли устраивать дискуссии между преподавателями, студентами, представителями государственной власти и т.д. для обсуждения вопросов качества образования? Почему?
Блок 4. Влияние референтной группы
Обсуждаете ли вы вопросы качества образования со своими коллегами по работе?
Какие мнения относительно качества современного высшего образования преобладают в вашем профессиональном сообществе? Почему?
Разделяете ли вы точку зрения своих коллег? Почему?
Блок 2. Осведомленность о политике государства в отношении качества образования.
Знаете ли вы позицию государства в понимании качества современного высшего  образования?
В чем заключается позиция государства?
Согласны ли вы с ней? Почему?
Согласны ли вы с тем, что российское высшее образование должно соответствовать мировым стандартам? Почему?

Комментариев нет: