вторник, 16 марта 2010 г.

Пятиминутка в блоге


После различных комментариев и советов по курсовой работе, данных мне на нашей прошлой встрече (за что всем большое спасибо!), я решил переформулировать проблему исследования. Теперь она звучит следующим образом: какое представление о понятии инновация сложилось в научной сфере и что стало причинами формирования подобного представления.

Планируемыми итогами работы будут:
1.        Выделение круга субъектов, участвующих в конструировании понятия инновация  с описанием возможных позиций, которые они представляют.
2.        Описание представлений о понятии «инновация» ученых и комиссии бизнес инкубатора ТГУ (по-видимому, будут еще "бывшие" ученные, реализовавшие инновационные проекты и ставшие бизнесменами). Здесь стоит отметить, что если все в один голос заговорят о том, что «инновация - широкое понятие и в разных ситуациях под ним можно понимать разное» это тоже будет результатом.
3.        Выделение ряда причин, которые могут обуславливать такую трактовку понятия «инновация» и схожесть/различие в понимании инновации разными группами опрошенных.
Предполагается, что все возможные причины условно могут быть поделены на объективные и субъективные (не совсем точно, но лучшего я пока не придумал, м.б. лучше макросоциальные/микросоциальные). Например: общемировые тенденции коммерционализации  и технологизации понятия инновация, трудности перевода понятия на русский язык и т. п. – это все получено на основании анализа литературы и собственных размышлений и выглядит вполне обоснованно;  ученая степень, опыт работы, рациональное стремление к выгоде и т.п. – это предполагается узнать при помощи интервью. Важная проблема – есть большие сомнения, что среди инноваторов будут ученые гуманитарных специальностей! Есть ли у кого-нибудь идеи, как это можно разрешить?
Может быть, стоит доработать опросник, чтобы там ярче были видны последние моменты?
 К чему я пришел окончательно будет сказано в «непосредственной» пятиминутке)

9 комментариев:

  1. Стас, меня не было, когда был доклад, но сомнения терзают. Я все равно не могу понять, зачем это нужно. Т.е. вообще относительно почти любого понятия, в т.ч. в социологии, существуют определенные неточности, кто-то под ним понимает одно, а кто-то другое. Только для того, чтобы это понять, не надо проводить исследование. Надо читать литературу.
    К примеру, в свое время ВЦИОМовец предлагал в рамках опроса на тему "Средний класс в регионе" пойти и опросить экспертов в области, типа пусть они скажут, что такое средний класс. По мне - это абсурд. Но я знаю, почему и для чего это предлагалось. А зачем это Вам, не пойму.
    Что касается 3 пункта, то я бы предложила "независимые" и "с личной выгодой", или "отрефлексированные" и "стихийные", ну или как-то так :)

    И еще одно сомнение - что есть "научная сфера". Представители педагогических наук и технических смотрят очень по-разному!

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос с "зачем" сложный. Во-первых когда для субъектов являются значимыми разные аспекты жизненного мира им сложно взаимодействовать друг с другом ,это приводит к рассогласованности их действий. Хуже всего, если они этого не осознают. Полагаю, что с понятием инновация именно так: когда люди его произносят мало кто пытается уточнить, в каком смысле оно здесь употребляется. А в случае с инновацией их может быть много. Ситуация была бы подобна истории с другими понятиями если бы драматизма не добавляла та надежда, которая возлагается на инновацию, ведь сейчас это ключ к успеху и прорыву.Только, видимо, надежды разных людей в корне не совпадают. Поэтому становится интересно узнать как же понимают инновацию те, кто ее творит. На что они направляют свои усилия. Я не ухожу глубоко в смыслы и значения понятия, а хочу показать социальное в этих смыслах.
    Это не было бы так интересно и важно, если бы не "очарование и стремление к инновациям" сегодня. Это понятие теперь не просто модное словечко, которое пришло к нам из развитых стран. Его рассматривают как форму объективации нового, взамен нововведения и еще более раннего изобретения. Какая эта форма в России - вопрос пока открытый.
    Вообще интерес к этой теме у меня появился на фокус-группе в начале этого учебного года, когда преподаватели и деканы, которые были ее участниками, начали спор об "инновационности" инновационных методов педагогики. Тогда возник вопрос, какова эта инновационность,почему появилось стремление наклеивать "инновационные" ярлыки? Вот это и вылилось в изучение представление ученых о понятии инновация и причинах, по которым эти представления такие.

    ОтветитьУдалить
  3. Стас, если бы Вашей задачей было выработать единое понимание инноваций или же провести ликбез о том, что есть инновации, а что нет среди, то то, что Вы пишите можно было принять как исследовательскую задачу. НО! Только как предваряющую основную работу.

    Второе. То, что Вы пишите дальше - это уже более интересно. "Очарование и стремление к инновациям" есть (правда, сейчас уже в большей степени говорят о модернизации, про инновации, скорее, как фон или условие этой модернизации). Но "инновационный путь развития" - вполне устойчивое словосочетание. Только речь на уровне страны (и регионе, к примеру) не идет о инновациях в педагогике, которые часто понимаются как использование готовых решений в своей работе.
    Мне кажется, что интереснее было узнать не то, что участники процесса понимают под инновациями (кстати, почему бизнес-инкубатор, а не особая экономическая зона?), или не только это, а как бы они оценили возможность самого инновационного развития, условия, необходимые для него, ситуацию в регионе, поддержку со стороны власти и все такое.

    Если у Вас готов опросник, выложите или принесите на клуб.

    ОтветитьУдалить
  4. Стас, наткнулась на Чубайса :)
    Посмотрите - он говорит о цепочке работы в Роснано. http://www.vedomosti.ru/companies/video/14_614

    ОтветитьУдалить
  5. Да, и про то, что есть инновация и модернизация

    ОтветитьУдалить
  6. Мне кажется что фокус анализа можно развернуть с модернизации на социум: т.е. посмотреть, как дифференцируется социальное пространство на фоне такого объекта как инновации (разные группы экономических, идеологических интересов, еще как-то). Тогда надо идти к экспертам, я полагаю (и там не только ученые люди).
    Или же можно посмотреть на механизмы конструирования объекта "модернизация". Может быть в СМИ. Или посмотреть кто его конструирует и какие техники использует (опять же через СМИ прежде всего).

    ОтветитьУдалить
  7. Бизнес инкубатор выбран потому что там в одном месте собраны ученые, бизнес, комиссия, оценивающая проекты - теория и практика сталкиваются здесь. Плюс, к нему проще получить доступ, э-в зона объект достаточно закрытый.
    От того, как люди понимают инновацию наше будущее зависит не меньше, чем от оценки возможности создания инновационной экономики. Представления об инновации - важная часть картины мира ученых ,которые ими занимаются. Мне видится достаточно социологичным изучить представления и причины их формирования. Да, можно посмотреть как ученые делятся на группы, по представлениям, влияет ли вообще групповая принадлежность.

    ОтветитьУдалить
  8. Думаю, что вам необходимо прописать (как если бы вы отвечали на защите) - зачем необходимо изучать (для нас, социологов) представления о модернизации именно этой категории?

    ОтветитьУдалить
  9. Стас, возможно, мое непонимание связано с тем, что я соглашусь с тезисом "как люди понимают инновацию наше будущее зависит не меньше, чем от оценки возможности создания инновационной экономики.". Но в том смысле, что и от первого, и от второго зависит-то мало. По крайней мере, гораздо меньше, чем от того, сколько и от кого инвестиции, как много людей готовы заниматься инновационным бизнесом и прочая.
    Думаю, сегодня обсудим. И не забудьте опросник.

    ОтветитьУдалить