После различных комментариев и советов по курсовой работе, данных мне на нашей прошлой встрече (за что всем большое спасибо!), я решил переформулировать проблему исследования. Теперь она звучит следующим образом: какое представление о понятии инновация сложилось в научной сфере и что стало причинами формирования подобного представления.
Планируемыми итогами работы будут:
1. Выделение круга субъектов, участвующих в конструировании понятия инновация с описанием возможных позиций, которые они представляют.
2. Описание представлений о понятии «инновация» ученых и комиссии бизнес инкубатора ТГУ (по-видимому, будут еще "бывшие" ученные, реализовавшие инновационные проекты и ставшие бизнесменами). Здесь стоит отметить, что если все в один голос заговорят о том, что «инновация - широкое понятие и в разных ситуациях под ним можно понимать разное» это тоже будет результатом.
3. Выделение ряда причин, которые могут обуславливать такую трактовку понятия «инновация» и схожесть/различие в понимании инновации разными группами опрошенных.
Предполагается, что все возможные причины условно могут быть поделены на объективные и субъективные (не совсем точно, но лучшего я пока не придумал, м.б. лучше макросоциальные/микросоциальные). Например: общемировые тенденции коммерционализации и технологизации понятия инновация, трудности перевода понятия на русский язык и т. п. – это все получено на основании анализа литературы и собственных размышлений и выглядит вполне обоснованно; ученая степень, опыт работы, рациональное стремление к выгоде и т.п. – это предполагается узнать при помощи интервью. Важная проблема – есть большие сомнения, что среди инноваторов будут ученые гуманитарных специальностей! Есть ли у кого-нибудь идеи, как это можно разрешить?
Может быть, стоит доработать опросник, чтобы там ярче были видны последние моменты?
К чему я пришел окончательно будет сказано в «непосредственной» пятиминутке)
Стас, меня не было, когда был доклад, но сомнения терзают. Я все равно не могу понять, зачем это нужно. Т.е. вообще относительно почти любого понятия, в т.ч. в социологии, существуют определенные неточности, кто-то под ним понимает одно, а кто-то другое. Только для того, чтобы это понять, не надо проводить исследование. Надо читать литературу.
ОтветитьУдалитьК примеру, в свое время ВЦИОМовец предлагал в рамках опроса на тему "Средний класс в регионе" пойти и опросить экспертов в области, типа пусть они скажут, что такое средний класс. По мне - это абсурд. Но я знаю, почему и для чего это предлагалось. А зачем это Вам, не пойму.
Что касается 3 пункта, то я бы предложила "независимые" и "с личной выгодой", или "отрефлексированные" и "стихийные", ну или как-то так :)
И еще одно сомнение - что есть "научная сфера". Представители педагогических наук и технических смотрят очень по-разному!
Вопрос с "зачем" сложный. Во-первых когда для субъектов являются значимыми разные аспекты жизненного мира им сложно взаимодействовать друг с другом ,это приводит к рассогласованности их действий. Хуже всего, если они этого не осознают. Полагаю, что с понятием инновация именно так: когда люди его произносят мало кто пытается уточнить, в каком смысле оно здесь употребляется. А в случае с инновацией их может быть много. Ситуация была бы подобна истории с другими понятиями если бы драматизма не добавляла та надежда, которая возлагается на инновацию, ведь сейчас это ключ к успеху и прорыву.Только, видимо, надежды разных людей в корне не совпадают. Поэтому становится интересно узнать как же понимают инновацию те, кто ее творит. На что они направляют свои усилия. Я не ухожу глубоко в смыслы и значения понятия, а хочу показать социальное в этих смыслах.
ОтветитьУдалитьЭто не было бы так интересно и важно, если бы не "очарование и стремление к инновациям" сегодня. Это понятие теперь не просто модное словечко, которое пришло к нам из развитых стран. Его рассматривают как форму объективации нового, взамен нововведения и еще более раннего изобретения. Какая эта форма в России - вопрос пока открытый.
Вообще интерес к этой теме у меня появился на фокус-группе в начале этого учебного года, когда преподаватели и деканы, которые были ее участниками, начали спор об "инновационности" инновационных методов педагогики. Тогда возник вопрос, какова эта инновационность,почему появилось стремление наклеивать "инновационные" ярлыки? Вот это и вылилось в изучение представление ученых о понятии инновация и причинах, по которым эти представления такие.
Стас, если бы Вашей задачей было выработать единое понимание инноваций или же провести ликбез о том, что есть инновации, а что нет среди, то то, что Вы пишите можно было принять как исследовательскую задачу. НО! Только как предваряющую основную работу.
ОтветитьУдалитьВторое. То, что Вы пишите дальше - это уже более интересно. "Очарование и стремление к инновациям" есть (правда, сейчас уже в большей степени говорят о модернизации, про инновации, скорее, как фон или условие этой модернизации). Но "инновационный путь развития" - вполне устойчивое словосочетание. Только речь на уровне страны (и регионе, к примеру) не идет о инновациях в педагогике, которые часто понимаются как использование готовых решений в своей работе.
Мне кажется, что интереснее было узнать не то, что участники процесса понимают под инновациями (кстати, почему бизнес-инкубатор, а не особая экономическая зона?), или не только это, а как бы они оценили возможность самого инновационного развития, условия, необходимые для него, ситуацию в регионе, поддержку со стороны власти и все такое.
Если у Вас готов опросник, выложите или принесите на клуб.
Стас, наткнулась на Чубайса :)
ОтветитьУдалитьПосмотрите - он говорит о цепочке работы в Роснано. http://www.vedomosti.ru/companies/video/14_614
Да, и про то, что есть инновация и модернизация
ОтветитьУдалитьМне кажется что фокус анализа можно развернуть с модернизации на социум: т.е. посмотреть, как дифференцируется социальное пространство на фоне такого объекта как инновации (разные группы экономических, идеологических интересов, еще как-то). Тогда надо идти к экспертам, я полагаю (и там не только ученые люди).
ОтветитьУдалитьИли же можно посмотреть на механизмы конструирования объекта "модернизация". Может быть в СМИ. Или посмотреть кто его конструирует и какие техники использует (опять же через СМИ прежде всего).
Бизнес инкубатор выбран потому что там в одном месте собраны ученые, бизнес, комиссия, оценивающая проекты - теория и практика сталкиваются здесь. Плюс, к нему проще получить доступ, э-в зона объект достаточно закрытый.
ОтветитьУдалитьОт того, как люди понимают инновацию наше будущее зависит не меньше, чем от оценки возможности создания инновационной экономики. Представления об инновации - важная часть картины мира ученых ,которые ими занимаются. Мне видится достаточно социологичным изучить представления и причины их формирования. Да, можно посмотреть как ученые делятся на группы, по представлениям, влияет ли вообще групповая принадлежность.
Думаю, что вам необходимо прописать (как если бы вы отвечали на защите) - зачем необходимо изучать (для нас, социологов) представления о модернизации именно этой категории?
ОтветитьУдалитьСтас, возможно, мое непонимание связано с тем, что я соглашусь с тезисом "как люди понимают инновацию наше будущее зависит не меньше, чем от оценки возможности создания инновационной экономики.". Но в том смысле, что и от первого, и от второго зависит-то мало. По крайней мере, гораздо меньше, чем от того, сколько и от кого инвестиции, как много людей готовы заниматься инновационным бизнесом и прочая.
ОтветитьУдалитьДумаю, сегодня обсудим. И не забудьте опросник.